Бросок мяча по корзине целесообразно совершенствовать в условиях значительного утомления игрока и при систематическом противодействии партнера бросающему мяч баскетболисту.
Упражнения в бросках мы предлагаем ребятам в заключительной части занятия после интенсивной нагрузки. Всегда учитываем меткость бросков в условиях утомленности игрока.
Если появляется возможность, то выделяем минут двадцать тренировочного времени на индивидуальные упражнения с мячом для совершенствования бросков по корзине. Причем большую часть этого времени ребята шлифуют броски со средних и дальних расстояний, а не с близкой дистанции. Броски же из-под щита игрок всегда может тренировать сам, самостоятельно, не в дни общих занятий.
Высокорослые игроки начинают у нас разучивать бросок мяча по корзине с броска двумя руками от головы. Высокорослым игрокам удобно держать мяч на вытянутых вверх руках и бросать его по цели движением суставов руки и пальцев.
Когда высокорослый баскетболист овладеет таким броском, тренер подыскивает для ученика тот способ броска, который наиболее целесообразен для этого баскетболиста и соответствует приемам игры на месте, отведенном высокорослому игроку в команде. В основном все наши высокорослые баскетболисты переходят на бросок одной рукой в прыжке.
Высокую точность броска мы развиваем у баскетболистов с помощью введения в тренировки дополнительного инвентаря. У нас есть в зале для занятий: корзины с уменьшенными кольцами — до 38 сантиметров (вместо 45), как было в довоенном баскетболе; раскачивающиеся кольца (диапазон движения кольца 5−10 сантиметров); набор мячей разного веса и размера.
Своих воспитанников мы всегда обеспечиваем достаточным количеством мячей для индивидуальных занятий, вешаем в зале и на летних площадках как можно больше баскетбольных корзин.
Несколько слов о действиях баскетболиста после броска. Мы обучаем ребят, как уже говорилось в предыдущей статье, сопровождать мяч, чтобы подбирать его в случае промаха. Но у некоторых учеников это плохо получается, из-за ошибки в технике броска мяча в движении. Данная ошибка появляется у тех ребят, которые при первоначальном обучении не научились делать стопорящего шага перед броском с прохода под щит.
Растягивая последний, второй, шаг, баскетболисты проскакивают щит и не могут вступить в борьбу за мяч в случае его отскока от кольца. Таких игроков мы ставим тренировать броски у щита, расположенного близко к стене, без выноса в площадку.
Предлагаем ученикам выполнять бросок в движении на большой скорости. Указываем им на ошибку, объясняем, что второй шаг должен быть коротким, толчок направлен вверх тогда в полете после прыжка игрок погасит скорость движения вперед и опустится под щитом.
Некоторые игроки не могут правильно направить мяч по цели в движении к щиту с левой стороны, так как не умеют координировать свои движения при отталкивании от пола правой ногой. С такими игроками мы долго занимаемся прыжковыми упражнениями, как описано в разделе о физической подготовке.