Содержательное наполнение учебных и игровых занятий по баскетболу в разные возрастные периоды школьного обучения существенно отличается.
При переходе в следующий класс подбор упражнений в баскетболе на техническую и тактическую подготовку должен осуществляться по принципу «от простого — к более сложному».
В целом основу технического обучения баскетболу в начальной школе составляют: обучение простейшим приемам ловли и ведения мяча, игры в пас и прицеливание перед броском.
Содержание технической и тактической подготовки в средней школе (5−9 класс) имеет такую последовательность:
1) взаимодействие с мячом с соперником один на один (без контактных действий);
2) выбор и занятие баскетболистами без мяча свободных мест на площадке;
3) тренировка бросков в корзину;
4) выбивание мяча во время его ведения соперником и накрывание бросков;
5) ведение мяча с противодействием соперника;
6) открывание на площадке в движении после отдачи передач;
7) быстрые прорывы с бросками в корзину;
8) броски с противодействием соперника;
9) выбор места во время подбора мяча, который отскакивает от щита;
10) коллективные атаки с использованием центровых баскетболистов;
11) групповые заслоны.
В старших классах общее содержание обучения следует строить в такой последовательности:
1) броски в кольцо с разных дистанций;
2) использование различных приемов атаки и финтов в условиях крепкой опеки;
3) различные способы передач мячика в прыжке;
4) блокирование бросков;
5) организация позиционного нападения в баскетболе с двумя центровыми;
6) скрытые передачи и скидки;
7) добивание мячика в корзину в прыжке;
8) ведение, передачи и броски в осложненных условиях.
Школьное баскетбольное занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Основными методическими рекомендациями к проведению подготовительной части является предварительная подготовка зала или площадки, начало занятия с построения учащихся и постановки общих, групповых и персональных задач.
К подготовительной части также относится чередование различных средств для обеспечения комплексной нагрузки на различные части тела и группы мышц школьников, различных по характеру выполнения упражнений (например, быстрых и медленных, на растягивание и расслабление), включение в занятия элементов подготовительных к баскетболу подвижных игр.
С точки зрения смыслового наполнения в подготовительную часть рекомендуется включать:
1) несколько общеразвивающих упражнений (с целью разогрева организма);
2) несколько упражнений из арсенала стретчинга (с целью растяжения мышц);
3) серию упражнений из арсенала баскетбольной подготовки (с целью подведения к основной части).
К комплексу упражнений из арсенала стретчинга входят упражнения на статическое, динамическое и пассивное растяжение.
Упражнения из арсенала баскетбольной подготовки делятся на такие, в которых:
1) каждый ученик имеет свой мяч (подбрасывание мяча из различных положений и с различными движениями тела; вращение мяча вокруг спины, коленей, головы, туловища, ног; маятники и переводы мяча);
2) два ученика работают с одним мячом (передачи в парах обеими руками от груди, с поворотами и тому подобное).
27 Января 2016 в 20:19
Скоро воспользуемся вашими советами.
17 Июня 2016 в 10:08
Добрый день! Подскажите, пожалуйста: мальчику 10 лет, планируется поездка в спортивный летний лагерь, где будут тренировки 2−3 раза в день на жаре (в основном бег, координация и силовая). Не вредна ли такая серьёзная нагрузка для этого возраста?
2 Июля 2016 в 1:12
Привет, Андрей! Я думаю, что спортивные нормативы в этом лагере согласованы с врачами. В таком возрасте вредны лишь силовые упражнения, воздействующие на позвоночник (например, поднятие гантель с большим весом над головой). От таких упражнений может приостановиться рост ребенка.
В 35-градусную жару они не будут бегать под солнцем, а делать это по утрам. Днем же, когда солнце в зените, будут делать упражнения в закрытых помещениях или под навесом.
2 Июля 2016 в 18:28
Большое спасибо за развёрнутый ответ!