Требования к баскетболистамТребовательность к ученикам — непременное условие правильного процесса воспитания. Нередко новичку не удается упражнение, он пытается не выполнять его, боится показаться неловким. Заметив такое, мы требуем обязательного выполнения упражнения.

Самые главные наши требования к ученикам — быть дисциплинированными и добросовестно заниматься. На первой же беседе с новичками мы сообщаем им порядок занятий, показываем принятую у нас форму одежды. В дальнейшем мы никогда не отступаем от требований опрятно одеваться и не опаздывать на занятия. Ведь достаточно один раз простить ученику оплошность, не потребовать от него какой-нибудь мелочи, и у него зарождается мысль, что можно иногда и нарушить порядок.

Когда занимающиеся выполняют упражнения, мы следим, чтобы они делали все строго по заданию. Если задано бросать мяч левой рукой, то даже один-единственный бросок правой рукой вызывает замечание тренера. И так все время. Любое упражнение ребята обязаны делать только так, как сказал тренер.

Мы требуем, чтобы после занятий ребята обязательно приняли душ, особенно в первое время, пока эта привычка не войдет в плоть и кровь учеников. Не разрешаем ребятам задерживаться после тренировки, зря терять время. Следим и за тем, чтобы они вежливо разговаривали со взрослыми, например с сотрудниками спортивного зала.

Требовательность тренера должна быть постоянной и справедливой. Случается иногда слышать слова возмущенного тренера: «Ведь только что говорил ему русским языком, чтобы держал соперника по всей площадке, а он опять бежит назад!» Уверен, здесь недоработка самого тренера. Видимо, на тренировках он прощал мальчишке вольности в выполнении упражнений (имеется в виду, что баскетболист обучен защите прессингом).

Нельзя ребят ругать за ошибки в тех элементах игры, которым они еще не обучены как следует. Это несправедливо, обижает детей и совсем не помогает им. Другое дело, если игрок не старается, мало бегает или играет индивидуально — это он в силах исправить.

С занимающимися баскетболистами среднего, переходного, возраста тренеру следует проявлять повышенную осторожность. Психика таких ребят неустойчива, они легко возбуждаются, быстро и сильно обижаются.

Был у нас и такой случай: на занятиях паренек был всем хорош, а дома совсем не помогал родителям, рос полным иждивенцем. Узнав об этом из телефонного разговора с родителями, я наедине поговорил с ним и сказал: «Пока родители не напишут мне записки с просьбой снова допустить тебя к тренировкам, от занятий отстраняю». Пообещал ему проверять регулярно, как ведет себя дома и как учится. Требование было твердым и справедливым. Паренек исправился.