Самое главное в воспитании детей — это собственный пример. Требовательность тренера к себе, к своим поступкам и словам должна быть не меньшая, чем к занимающимся. О значении личного примера воспитателя написано немало в спортивной и педагогической литературе. Я приведу лишь один пример.
За 35-летнюю работу с юными баскетболистами я ни разу не опоздал на занятие. Всегда приходил за 30 минут до его начала. Знаю, что если хоть раз опоздаю, то не смогу требовать от ребят, чтобы всегда вовремя приходили на занятия. Ведь дети очень чувствительны ко всякой фальши.
Однозначно, успеваемость учеников в общеобразовательной школе налагает свой отпечаток на процесс воспитания их в баскетбольной секции. Мы всегда поддерживаем контакт с родителями и школьными учителями своих воспитанников. «Положение» о работе ДЮСШ обязывает тренера дважды в полугодие проверять дневники школьников. Но оно не дает рецепта, как поступать с неуспевающими. А проблема эта сложная, и решать ее нужно безотлагательно. Как мы решали эту проблему?
Пробовали не допускать в спортивный зал ребят до тех пор, пока они не исправят «двойку». Обычно через некоторое время неудовлетворительная отметка была исправлена. Однако баскетболист не приходил на занятия иногда 2−3 недели: ведь не всякий предмет можно подтянуть быстро. И ученик обычно сильно отставал от сверстников, не всегда мог их догнать, а иногда даже переставал посещать наши баскетбольные занятия.
Этот рецепт прост. И многие родители стремятся к нему прибегать до сих пор. Спрашиваешь, например, у них: «Почему Коля пропустил занятие?» Отвечает: «Получил двойку. Не пустили, чтобы быстрее исправил». Исправит-то он быстрее, но в наших занятиях отстанет намного. Поэтому теперь мы просим родителей лишь сообщать в секцию о всех случаях, когда их сын или дочь получит «двойку», а на занятия его или ее отпускать.
Практиковали и такой прием. Получивший «двойку» баскетболист приходил на тренировку, но всю ее проводил на скамейке, смотрел, как играют товарищи. Ребята изо всех сил старались побыстрее исправить «двойку» и получить право выйти на площадку. Желание играть у них не остывало, а, наоборот, повышалось. Но в баскетболе они все-таки отставали.
Теперь у нас сложилась такая практика. Звонят, к примеру, родители: ребенок стал хуже учиться. Мы не отстраняем его от тренировок, но берем под свой контроль. Узнаем у родителей и в школе, как он себя ведет, с кем дружит. На собрании команды заводим с ним серьезный разговор, делаем внушение. Ставим задачу: исправить «двойку» за неделю.
Договариваемся с учителями, чтобы чаще спрашивали отстающего, сообщаем об этом и школьнику. Каждую неделю мы проверяем дневник такого занимающегося. Если придет на занятия секции без дневника, то тут же выпроваживаем его из баскетбольного зала.
Этот метод борьбы с неуспеваемостью в школе дает наибольший эффект, так как объединяет в воспитательном процессе усилия родителей, школьных учителей и баскетбольного тренера.
19 Марта 2012 в 13:50
Мне кажется, игры для детей и юных баскетболистов должны быть не развлекательными, а по большей части такими, чтобы могли чему-то научить ребенка.