Давайте я расскажу вам мой опыт и примеры по поводу того, как искать индивидуальный подход к юному баскетболисту.
Стоит, например, новичок в строю и балуется. Он возбужден, увлечен своими проказами — ведь нервная система детей очень подвижная. Такому надо замечание сделать порезче. Обычно помогает.
Но не всегда. На иного резкий тон действует угнетающе. С таким учеником следует обращаться помягче.
Иногда тренеру никак не удается нащупать пути подхода к новичку. Тут следует обратиться к помощи родителей.
Был в нашей секции парнишка, который много шалил. Я начал искать подход к нему с резкого замечания. Немного подействовало: баловаться стал меньше. Однако словно потерял охоту к занятиям, выполнял приемы вяло, равнодушно, хотя формально делал все и придраться было не к чему. Я попробовал еще резче его одернуть, пристыдил перед строем. Вышло еще хуже: парнишка стал заниматься с холодком, пропустил несколько тренировок.
Вызвал к себе ученика, поговорил наедине — почему, мол, пропускаешь занятия, разве игра не нравится? А ведь у тебя могут хорошо пойти дела в баскетболе.
Оказалось, ему очень нравится играть. «Ну, тогда регулярно ходи на тренировки, старайся получше выполнять задания», — посоветовал я мальчику. И решил на занятиях подсказывать ему или делать замечания жестами, мимикой. В итоге юный баскетболист начал заниматься отлично. Позже от его родителей я узнал, что их сын не выносил нотаций, да еще в чьем-либо присутствии.
Встречаются и такие ребята, которые соображают медленнее своих сверстников. Таким надо побольше объяснять, показывать, почаще их поправлять. Кричать и злиться на непонятливого бесполезно. Был у меня такой ученик Саша. Поначалу злился я на него, стыдил его. Но потом нашел нужный индивидуальный подход: спокойно и подолгу объяснял ему новый материал, пока он не понимал суть приема.
А вот Володя любил всегда быть на виду. Например, просил в перерыве матча: «Александр Михайлович, давайте я буду держать девятого номера, а то он много забивает». Чтобы отучить хвалиться, я осаживал Володю. А однажды на собрании команды, когда разбирали сложный тактический вопрос, предложил ему высказаться. Он перед ребятами «сел в лужу». Охота показывать свое первенство у него пропала.
Другой занимающийся Алеша дома беспрестанно вмешивался в разговоры взрослых, страдал нескромностью. Да и у нас на играх он не раз вслух давал советы ребятам и даже мне, тренеру. Тогда я сделал его капитаном команды: «Давай, Алеша, руководи товарищами в матче!» Попытался Алеша — оказалось не по силам. «Ну вот, — сказал ему я при ребятах, — раз не сумел руководить, то и не вмешивайся в игру, будь поскромнее. Выполняй сам то, что тебе предложено тренером». И с роли капитана его снял. Помогло: Алеша стал скромнее.