Осваиваем технические приемы баскетбола и упражнения мы следующим путем: занимающиеся выполняют серию приемов в постепенно сокращающиеся отрезки времени, а мы следим, чтобы они сохраняли при этом точность действия.
Или предлагаем занимающимся баскетболистам, например, за 30 секунд повторить прием 10 раз, потом 11, 12 раз и так далее. После этого занимающиеся спортсмены групповое упражнение выполняют несколькими мячами. В результате темп повторений ускорился. Правильность же движений баскетболистов находится под внимательным наблюдением тренеров.
При совершенствовании технического приема предлагаем баскетболистам довести его исполнение до максимальной быстроты. За быстроту выполнения приема ставим отметки: «плохо», «хорошо», «отлично». Ребята стремятся заслужить положительную оценку и стараются вовсю силу.
На занятиях с новичками в подготовительных группах мы берем под контроль один или два технических приема, сообщаем ученикам контрольные нормативы и тоже выставляем оценки за быстроту выполнения приема. Это приносит определенный успех.
В дальнейшем технические приемы баскетбола выполняются занимающимися спортсменами без сопротивления, потом с пассивным сопротивлением условного соперника и далее с активным сопротивлением. Самое же главное в том, что мы, тренеры, создаем ребятам в упражнениях условия, близкие к игровым.
Приведу пример. Баскетболисты совершенствуются в парном взаимодействии с применением активного заслона в условиях сопротивления соперников. Сначала двое нападающих, преодолевая противодействие двух защитников, совершенствуют постановку активного заслона и уход после него, то есть тщательно выполняют тот прием, на который тренер решил акцентировать их внимание.
Через 7−10 минут у баскетболистов появляются признаки утомления — ошибки, небрежность в выполнении технического приема. Тогда мы трансформируем упражнение, придаем ему игровую форму.
Ребята начинают игру 2 на 2 с обязательным применением активного заслона и ухода после него. Если нападающие добьются результата, то снова владеют мячом, а если одолеют защитники, то они становятся атакующими. Игра идет на счет: какая команда победит?
Благодаря такому переключению спортивные эмоции повышаются, а стало быть, растет и работоспособность занимающихся, и они охотно выполняют надоевшее упражнение еще 10−15 минут. Их навыки и технические приемы баскетбола быстро закрепляются.
Превращая «скучную» работу в спортивное соревнование, мы формируем у ребят еще и вкус к самостоятельной работе над техникой. Это очень важно. Ведь индивидуальная отработка технических приемов издавна считается самой нудной частью тренировочного процесса в любом виде спорта.