Последний из общих вопросов обучения броску и его совершенствования: как выбрать способ, или стиль, броска мяча по корзине?
Следует ли обучать воспитанников одному и тому же стилю броска, то есть определенной, одинаковой для всех технике движений броска, или путем изучения особенностей баскетболистов находить для каждого из них собственный стиль броска и именно его совершенствовать?
Вопрос интересный. Он не раз становился предметом оживленных дискуссий тренеров, в частности, на заседаниях тренерских советов. Мнения специалистов не совпадали. Одни считали, что нужно всех юных игроков учить бросать мяч по корзине одинаково, одним стилем. Другие были твердо убеждены в необходимости индивидуального подхода к ученикам, а следовательно, в целесообразности обучения разным стилям броска.
У нас в «Юном динамовце» довольно давно сложилось мнение, что к выбору учениками броска надо подходить строго индивидуально. Сначала обучаем баскетболистов основам, то есть всем элементам броска мяча по цели, описанным во всех баскетбольных учебниках, как отечественных, так и иностранных.
Когда ученики поупражняются в разных стилях броска, то для тренерского глаза становится ясно видно, какой способ удобнее для игрока, какой бросок у него, как говорят, «идет».
Определив это, мы начинаем помогать ученику совершенствовать выбранный им стиль, способ броска мяча по корзине. Однако мы не забываем обращать внимание ученика на те предпосылки меткого броска, о которых было рассказано выше.
Учебный процесс по выбору способа броска и его стиля, по обучению и совершенствованию у нас проходит примерно так.
Весь учебный процесс мы разбиваем на четыре этапа:
1. На занятиях ребята выполняют различные броски по заданию тренера. Результаты попаданий обязательно фиксируются. Мы проводим своеобразные соревнования с учетом количества бросков и попаданий различными способами броска.
После 5—6-месячного обучения суммируем результаты попаданий мяча в корзину (в процентах). Тогда уже нетрудно определить, какой способ броска предпочесть тому или другому воспитаннику.
2. Игрок начинает совершенствовать бросок, выбранный с помощью тренера. В течение примерно шести месяцев тренер внимательно контролирует успехи ученика, указывает ему на характерные, типичные ошибки, добиваясь их исправления и повышения результативности броска.
3. Тренер включает в тактическую схему игры команды бросок мяча избранным способом с тех точек площадки, с которых баскетболист наиболее метко обстреливает цель в тренировочных и товарищеских играх.
4. На последнем этапе совершенствования выбранного броска тренер все задания дает игроку с таким расчетом, чтобы тот выполнял свои броски с сопротивлением защитника, сначала пассивным, а затем активным.