Ответственность и уверенность в броске — важные психологические детали, влияющие на технику броска мяча по корзине. Психологические качества нужно развивать у юных баскетболистов с самого начала обучения броскам.
Мы внушаем игрокам, что они могут выработать у себя навык как хорошего, так и небрежного броска, в зависимости от той настроенности, с которой будут выполнять тренировочные броски мяча. Каждый бросок по корзине нужно выполнять с уверенностью в попадании, делать его внимательно, сосредоточенно.
Особенно важно при тренировке в бросках развить у ребят качество уверенности. Случается иногда так, что баскетболист начинает делать непростительные промахи, хотя до этого уже показывал хорошие результаты в бросках мяча.
Это происходит от потери уверенности или от усталости. Неуверенность или, как мы говорим, «притупление» от усталости, приводит к напряженности, жесткости, скованности движений, то есть ошибкам в технике броска.
В таких случаях мы подбадриваем воспитанника, внушаем ему, что он в силах метко поражать кольцо. Если внушение не приводит к цели, то даем игроку отдых от тренировок или соревнований.
Короткий перерыв восстанавливает прежнее чувство уверенности в броске, движения игрока вновь становятся мягкими, эластичными, расслабленными, а значит, возрастает и меткость бросков мяча по корзине.
Куда обращен взор игрока в момент броска мяча? Мы учим баскетболистов фиксировать взглядом корзину, стремиться определить расстояние и направление полета мяча.
Внимательный, сосредоточенный взгляд на корзину как бы помогает мышцам расслабиться. Об этом нужно помнить при обучении игроков технике броска. У нас действует такое правило: если баскетболист атакует корзину, находясь прямо против щита, то он смотрит в точку над передним краем кольца.
При броске по корзине под углом примерно 45° баскетболист смотрит в точку на щите, в которую метится. Если игрок любит попадать в корзину «чисто», без отражения мяча от щита, то фиксирует взгляд не на щите, а в точке над ближней частью дужки кольца.