Методически обучение броскам в баскетболе выглядит так. Мы объясняем игрокам основные принципы разучиваемого броска, показываем, как он выполняется.
Игроки занимают исходные позиции и выполняют броски сначала с места, а когда освоят главные элементы движения, то переходят на броски в движении — после передачи, ведения мяча и т. п. На первом этапе обучения ребята бросают мяч по корзине в невысоком темпе и без сопротивления партнеров.
Следующая ступень обучения: игроки преодолевают при бросках пассивное сопротивление партнера, затем активное, темп бросков повышается. Дальше броски выполняются в групповых упражнениях, опять-таки без сопротивления и с противодействием партнера — пассивным и активным, в среднем и быстром темпе.
Есть у нас неписаный закон при обучении броскам: игрок обязан сопровождать каждый свой бросок, то есть после броска баскетболист сам всегда подбирает мяч. Так мы прививаем ученикам привычку бороться за мяч, отскочивший от щита или кольца.
Последняя ступень обучения броску — выполнение бросков мяча в игровой обстановке. Игроку, хорошо освоившему бросок мяча в прыжке, тренер отводит роль снайпера, определяет ему место, с которого он будет обстреливать корзину, и рекомендует ученику тренировать бросок только с указанных точек.
Тренер запрещает снайперу в игре бросать мяч по корзине с других расстояний, исключая, конечно, последние секунды игры. Своим воспитанникам мы рекомендуем бросать мяч по корзине «чисто», без отражения от щита.
Совершенствуя бросок со средних дистанций, наши игроки в течение 3−4 месяцев бросают мяч по корзине разными способами, выполняя на одном занятии по 20−25 бросков каждым способом. Такой метод тренировки резко повышает результативность основного способа броска, выбранного игроком.
Броски мяча с сопротивлением партнера мы начинаем с близких расстояний. Предлагаем ученикам бросать мяч без напряжения, не боясь поднятой вверх руки соперника.
Нужно, чтобы игрок мог добросить мяч до корзины свободно, тогда у него не будет нарушаться правильная структура движений. Каждый свой бросок баскетболист как бы сопровождает телом и руками. Мяч контролируется подушечками пальцев.
За всеми этими элементами техники мы следим особенно внимательно в период обучения броску и в начальный период совершенствования.