Сейчас вы узнаете какой должна быть теоретическая подготовка баскетболистов. Теория и практика в баскетболе неотделимы. Мы, тренеры, это испытываем, чувствуем ежегодно, ежедневно в своей работе. Потому-то среди наших методов обучения детей баскетболу есть метод рассказа, объяснения, указания, замечания, беседы, лекции и т. д.
Любой тренер знает этот метод, но на практике почему-то далеко не регулярно применяет его в своей работе. А между тем беседа, лекция, объяснение во многом облегчают тренеру работу по обучению детей технике и тактике игры. Нужно только приучить ребят к регулярным теоретическим занятиям с первого же года их обучения в спортивной секции.
Польза теоретических занятий ясна и без особых доказательств. Взять, например, тактическое мышление юного баскетболиста. Оно закладывается и развивается на теоретических занятиях. Если ребята научатся разбираться в теоретических вопросах баскетбола, тренеру будет легко руководить командой в состязаниях. Ученики быстро поймут суть игрового задания, сразу же схватят идею тренера о перестройке плана игры в матче в зависимости от складывающейся на площадке ситуации.
С такими баскетболистами тренер может провести в жизнь самый хитрый тактический план. А то ведь во время матча нередко слышишь от сидящего на скамейке тренера: «Я же сказал им, как играть, три раза повторил, а они все делают наоборот». Но тут нечему удивляться: наверняка ребята не в ладах с теорией, не в состоянии быстро сообразить, что тренер от них требует. Понимают, что советует играть лучше, а как именно, не сообразят. И все свое старание вкладывают не в те действия, которых требует тренер.