Как мы работаем над развитием тактического мышления юных баскетболистов 11−14 лет? Расскажу коротко об основных принципах, методах и содержании нашей работы.
Для ребят младших возрастов мы подбираем доступный материал, элементарные тактические идеи. Обучая воспитанников приемам техники игры, мы ставим перед ними простейшие тактические задачи, решая которые баскетболисты приобретают первичные тактические навыки.
При обучении приемам ловли и передачи мяча предлагаем баскетболистам самим сделать выбор способа технического приема, учитывая местонахождения условного соперника и партнера, скорости передвижения игрока и т. п.
Ученики сами выбирают наиболее целесообразный способ передачи, скорость выполнения приема, нужное отвлекающее движение и другие тактические решения поставленных перед ними задач.
На первом году обучения наши воспитанники разучивают элементарные взаимодействия двух-трех игроков с выходами на свободное место после совершения передачи или других игровых действий.
Например, мы предлагаем ребятам после ловли мяча вести его в определенном направлении до условленного места, отдавать партнеру мяч избранным способом, предварительно правильно выполнив остановку, поворот, финт и т. д.
Когда идет обучение ведению мяча, ребята сами выбирают тактический способ действий: направление ведения, высоту отскока мяча от площадки, постановку туловища для укрывания мяча и другие тактические детали при ведении.
Баскетболисты сами решают, когда применить ведение, какой выбрать момент для его начала, в какой игровой обстановке целесообразно закончить дриблинг и т. п.
При обучении броску мяча в корзину и совершенствовании его тренер ставит перед воспитанниками такие задачи:- выбрать момент броска;
- определить направление выхода к щиту для борьбы за мяч, в случае его отскока от кольца с учетом расстановки партнеров и соперников;
- завладев отскочившим мячом, сразу же добить его в корзину.
Мы требуем от баскетболистов, включать в свои тактические действия при выполнении технических приемов различные отвлекающие движения (финты). Их можно применить при передаче, ведении, броске мяча или при проходе под щит.
Вам, конечно, может показаться, что мы предлагаем воспитанникам не элементарные, а довольно сложные тактические задачи при первоначальном обучении и совершенствовании технических приемов, что такие задачи непосильны новичкам и будут им неинтересны.