Обучение тактике баскетбола — действительно дело сложное и трудоемкое. Тренеру нужно многое обдумать, чтобы оригинально обставить выполнение тех или иных упражнений, сделать тактические задачи понятными и интересными для ребят.
Когда выполнять задания тренера станет интересно, ребята намного легче и быстрее освоят предлагаемый им учебный материал. Все дело в творчестве тренера.
Если тактические задачи ставить перед учениками с постепенным возрастанием сложности, то юные баскетболисты без особого труда воспримут элементарные тактические идеи, закрепят первичные тактические навыки, и в дальнейшем легче будут решать более сложные и необходимые тактические задачи.
Все новые тактические решения мы предлагаем ребятам выполнять в игровых положениях, в игровой обстановке. Придаем упражнениям соревновательный характер, причем никогда не забываем и о защитных тактических действиях игроков.
Если, к примеру, группа нападающих игроков (два-три баскетболиста) выполнит тактическую задачу с результатом (забросит мяч в корзину), то она снова в упражнении атакует, а защищающиеся остаются на оборонительной позиции.
Группа, не добившаяся результата, переводится на защитную роль. Так стимулируется заинтересованность ребят в результативном решении тактической задачи — ведь не секрет, что большинство юных баскетболистов больше любят в игре нападать, нежели защищаться.
Благодаря такому построению тренировочных занятий наши воспитанники ко второму году обучения выполняют простые тактические задачи не механически, по указанию тренера, а сознательно.
Баскетболисты начинают думать в игре и в контрольных матчах, нередко предлагают свои интересные тактические решения, сами проводят их в жизнь.
При формировании у юных баскетболистов навыков тактических действий мы придерживаемся некоторых методических правил, или условий. Вкратце они сводятся к следующему.
Приемы нападения при пассивном и активном сопротивлении условных соперников (а значит, и приемы защиты) изучаются только после того, как ребята освоят основные приемы техники и элементарные взаимодействия с партнерами.
В этот период мы решаем, на какое место в команде подходит тот или иной баскетболист. Это во многом зависит от успешности развития тактического мышления ученика.