Команда баскетболистов — это, можно сказать, живой организм, в котором все органы подогнаны один к другому, находятся во взаимозависимости и взаимодействуют каждый со всеми остальными.
Чтобы команда баскетболистов взаимодействовала успешно, нужно, чтобы любой из игроков был сыгран со всеми партнерами в различных вариантах.
Умение взаимодействовать с партнерами приобретается в течение длительного времени в процессе систематических повторений игровых упражнений на учебных занятиях, в опробовании и совершенствовании маленьких баскетбольных комбинаций в учебных и товарищеских играх. Окончательно проверяется прочность навыка в соревновательных матчах.
Несколько лет мы наблюдали в соревнованиях детских команд, как команда баскетболистов проводит взаимодействия в тройках при постепенном нападении. Заметили, что многие попытки терпят неудачу из-за недостаточной согласованности действий юных баскетболистов.
Есть и другие причины срыва маленьких комбинаций. Во-первых, эти комбинации двух-трех баскетболистов очень однообразны и легко разгадываются соперниками, а во-вторых, они срываются оттого, что отдельные баскетболисты юношеских команд — «солисты» — подавляют инициативу своих партнеров.
«Солист» в детской или юношеской команде — это целая проблема. Почему ему открывают зеленую улицу в ущерб подготовке остальных баскетболистов? Все дело в «господине», довлеющем над тренерами. Этот «господин» называется «очком».
Тренер хочет, чтобы его команда баскетболистов выигрывала. А чаще этого еще больше хочет администрация спортивной секции школы и требует от тренера только побед. Лишь успехами в первых же соревнованиях юных баскетболистов, к сожалению, оценивают тренерскую работу. Много очков — хорош тренер, мало очков — тренер плох, меняй его побыстрее.
Часто забывают, что подобная практика побуждает тренеров натаскивать юных игроков, форсировать их обучение, а не планомерно и методично готовить будущих мастеров баскетбола. Оценка же работы детского тренера должна проводиться лишь тогда, когда он подведет своих учеников к выпуску из секции, то есть по его воспитанникам старшего возраста.