Соревнования по баскетболу — венец всей трудоемкой учебно-тренировочной работы тренера. На соревнованиях мы проверяем качество своей работы.
В официальных матчах наглядно выявляются все стороны подготовки команды: правильно ли подобран состав игроков, каковы технические, тактические и психологические достоинства наших воспитанников.
Мы считаем, что ребята должны выступать в соревнованиях только после двухгодичной всесторонней подготовки в секции. К сожалению, на практике частенько получается иначе.
Лишь осенью тот или иной мальчишка пришел заниматься баскетболом, а зимой его уже заявляют на соревнования по баскетболу. От такой поспешности большой вред. Ведь за короткий срок тренеру необходимо научить новичка основам баскетбола, определить его место в команде (здесь часто допускается ошибка) и «запустить» в соревновательные игры.
Такой, как мы говорим, «натасканный» игрок никогда не сможет решать сложные тактические задачи. Когда он дойдет до команды старшего юношеского возраста, он станет тормозом в коллективе.
Тренеру будет очень тяжело ставить перед баскетболистами командные тактические задачи, так как «скороспелый» игрок уже привыкнет действовать автоматически, сможет играть полезно только в привычных ситуациях, а творить в матче не сумеет. Без творчества же игроков баскетбол высокого класса немыслим.
Бывает, тренеры удивляются: почему юные баскетболисты не выполняют предложенного им тактического плана действий? Причина все та же — игроки, не освоившие основ азбуки баскетбола, вынуждены действовать в сложной обстановке, а она оказывается им не по плечу.
Баскетболисты теряются в игре, не могут ее осмыслить и в результате идут по единственно возможному для них пути: в определенной ситуации играют всегда одинаково.
Любая перемена тактики игры для таких игроков неприемлема, изменить свои тактические действия в привычной обстановке они не могут. И что бы ни говорил тренер баскетболистам, какие бы указания по тактике игры ни давал, надежд на выполнение тактического плана будет мало. И виноват в этом, прежде всего сам тренер, упустивший в свое время возможность преподать ученикам полный курс основ баскетбола.
Когда занимающиеся проходят полный курс начального баскетбола, на который вполне достаточно двух лет обучения, тогда они в состоянии выполнить любое указание тренера.
Они осмысленно подходят к игре, творчески выполняют установки на матч, и это дает тренеру возможность легко маневрировать резервами и менять тактику нападения или защиты по ходу игры, в зависимости от действий соперников и счета матча.