Заменять баскетболистов, которые в ходе игры получили три или четыре персональных замечания, мы считаем необязательным.
Здесь мы принимаем в расчет характер игрока: если уверены, что в оставшееся время баскетболист сумеет играть аккуратно и внимательно, то следует оставить его на площадке.
Особенно если без этого игрока команде будет трудно налаживать взаимодействия в нападении или, например, подстраховку в защите. Такого баскетболиста мы оставляем на площадке до получения им пятого персонального замечания.
Если баскетболист по своему характеру горяч, нетерпелив, то мы быстро заменяем его, чтобы затем ввести в игру в конце матча, где он может во многом помочь команде.
Вообще в ходе игры может возникнуть много самых разнообразных причин, требующих замены баскетболиста. Когда, кого и кем заменять в баскетболе — эти вопросы всецело зависят от тренерского чутья, интуиции, предвидения и, конечно, от опыта. Заменять же игроков детских команд без нужды не следует.
При заменах тренеры учитывают индивидуальные особенности не только заменяемых, но и заменяющих баскетболистов: как они могут входить в игру, уверенно ли чувствуют себя в напряженной атмосфере матча, умеют ли поддержать высокий темп игры и т. д.
Мы много беседуем с ребятами о заменах, внушаем им, что это не наказание, не выражение недоверия к ним, а необходимая тактическая мера, проводимая в интересах всей баскетбольной команды.
Не все баскетболисты, вступающие в игру, могут быстро включиться в общекомандные действия, сразу же найти себя на площадке. Для выработки у ребят навыка хорошо включаться в игру, без разведки и раскачки, мы в учебно-тренировочных занятиях практикуем следующее упражнение.
Проводим двухстороннюю игру. Каждая команда имеет по два-три запасных, которые выходят на площадку после того, как в корзину их команды заброшен мяч с игры. Запасной начинает опекать того соперника, который только что добился результата.
Такая учебная баскетбольная игра прививает ученикам умение быстро включаться в игру и опекать соперника любой «профессии» — нападающего, защитника, центрового, высокорослого или невысокого, медлительного или быстрого.