Прежде чем давать баскетболистам какие-либо указания или предлагать определенный план игры с командой противника, тренеру нужно собрать о ней необходимые сведения. Для этого используется баскетбольная разведка игры противника.

Для этой цели мы или сами просматриваем матчи команды противника и записываем, как он строит игру, или кого-либо просим сделать это, когда нет возможности самим попасть на баскетбольную игру.

В практике «Юного динамовца» существует негласный закон — если присутствуешь на игре, запиши ее, чтобы больше знать о своих соперниках и легче играть с ними, чтобы правильнее давать установки и указания своим баскетболистам.

У нас не только тренеры записывают игры противников, но и любой баскетболист, который присутствует на матче, а также многие болельщики. Собранные о противнике сведения они передают нам, тренерам.

Конечно, баскетбольным тренерам хотелось бы самим взглянуть и записать, как играют соперники, но на многие матчи не удается попасть из-за того, что игры всех детских спортивных школ проходят в Москве в один день — по воскресеньям.

Разведку противника мы ведем с помощью специальных бланков со схемой площадки. Делаем на них условные пометки, которые после матча расшифровываем и обрабатываем.

В графе «Особые замечания» мы отмечаем характерные ошибки в игре команды противника, его излюбленные тактические действия и приемы, которым следует уделить особое внимание.

По записи баскетбольной игры мы подсчитываем результат общий, а также по каждому игроку в отдельности. Анализируем игру отдельных соперников, определяем систему игры команды в целом и все это сообщаем своим баскетболистам на установке на матч.

Подсчет ведется так:

Первая половина игры: 23−7; 8−2; 5; 5; 5; 12/4 = 16 очков.
Вторая половина игры: 30−11; 12−6; 6; 3; 4; 9/3 = 28 очков.
Полученные данные суммируем, получаем 44 очка.

Вот как расшифровывается эта примерная запись: Первая половина баскетбольной игры: 23 броска, из них 7 попаданий; из 8 штрафных бросков 2 попадания; 5 неточных передач; 5 потерь мяча по техническим причинам; 5 персональных замечаний; 12 раз подобран мяч под своим щитом, 4 раза — под щитом противника.

Кстати, такую запись мы ведем не только по команде противника, но одновременно и по своей баскетбольной команде. В конце соревнований или сезона суммируем все результаты записей по команде в целом и по каждому баскетболисту. У нас получается полная картина успехов и неудач учебно-тренировочной работы.

Это значительно облегчает правильное составление плана учебно-тренировочного процесса на следующий год.