Хороший прием повышения боевитости игроков — установка на атаку атакующего. То есть, играя в обороне, игроки активно нападают на соперника с мячом, особенно в тот момент, когда соперник после ведения берет мяч в руки и теряет возможность продвигаться с мячом.
Защитник должен быстро приблизиться вплотную к сопернику и активно «работать» руками, мешая передаче мяча и стремясь выбить его у соперника.
Случается порой и так. Почувствовав в матче утомление, игроки понижают работоспособность, соревновательные эмоции ослабевают, и команда начинает терять достигнутое преимущество в счете очков.
Хорошо еще, если в команде есть игрок, способный на разумный риск. Тогда он может взять на себя инициативу, например, в решающий момент сделать бросок по корзине и при этом сохранить спокойствие, подавить состояние напряжения и взволнованности.
Чувства ответственности и уверенности в такой момент можно считать равноценными, как бы дополняющими одно другое. Личное самолюбие уступает место чувству коллективизма. Именно в интересах коллектива игрок решается на трудный прием.
Кстати, чувство ответственности мы воспитываем у учеников как бы косвенно, очень редко напоминаем о нем прямо.
О психологической готовности игроков к матчу особенно заботимся во время сообщения им установки на игру. Никогда не заостряем внимания баскетболистов на сильных сторонах игры противника. Только рассказываем ребятам об особенностях игры соперников и предлагаем план нейтрализации их действий.
Я уверен, что если придать излишнее значение сильным сторонам игры противника, то это может нанести серьезный вред психологической подготовке баскетболистов к матчу.
Мысль о превосходстве соперников, у которых даже тренер не отыскал слабостей, приведет либо к большому нервному возбуждению баскетболистов, либо, наоборот, к подавленному состоянию. Ни то, ни другое состояние не мобилизует ребят на хорошую игру.
Вот как конкретно мы строим разбор предстоящего матча. Если противник сильнее нашей команды, то сообщаем ребятам факты, доказывающие, что и в этом случае можно одержать победу. Наши тренеры постоянно пополняют запас таких примеров, когда более сильные команды уступали более слабым, но по-боевому настроенным баскетболистам.