Упорство и трудолюбие учеников в баскетболе мы воспитываем также соревновательным методом выполнения упражнений. Например, ставим перед баскетболистами задачу: кто сделает больше повторений. Или: чья команда выиграет.
Неудачников в соревновании, нужно обязательно подбодрить: мол, не испытав поражения, не почувствуешь всей сладости победы.
Учебно-тренировочные занятия мы строим так, чтобы постоянно усиливать те трудности, с которыми сталкиваются юные баскетболисты. И они привыкают заниматься и выступать в соревнованиях в трудных условиях. У нас даже сложился свой, динамовский, лозунг: «Чтобы не уставать, нужно уметь уставать!».
Способность напряжением воли преодолевать трудности воспитывается в тренировочных занятиях с большими нагрузками, и прежде всего упражнениями на развитие скоростной и прыжковой выносливости. Ученики должны сознательно идти на трудности, тогда воля закалится скорее. Если упражнения выбраны правильно и они посильны для ребят, то тренер должен требовать от учеников доведения до конца каждого упражнения.
Приведу пример. В упражнении на развитие прыгучести мы даем ребятам задание сделать подряд 20 прыжков через скакалку, сложенную вчетверо. Ученики перепрыгивают ее то вперед, то назад, не выпуская из рук скакалки. Не всем ученикам удается выполнить это упражнение. Тогда мы устраиваем соревнование: кто быстрее сделает 20 прыжков.
Просим ребят, не сумевших выполнить задание, повторять его снова и снова после небольшой паузы. А те, кто легко справляется с такими прыжками, соревнуются на рекорд: кто сделает подряд больше прыжков через скакалку. По такому же методу мы проводим и другие упражнения с большой нагрузкой.
В учебно-тренировочном процессе мы лишь изредка прибегаем к легким упражнениям, чтобы как-то разорвать непрерывную цепь трудных упражнений. Мы опасаемся так называемого «нервного притупления», то есть такого состояния, когда учениками овладевает апатия, нежелание тренироваться в полную силу. А это нежелательное состояние может появиться при длительных больших нагрузках.
Если такие случаи все же происходят, то мы устраиваем «неделю отступления»: в тренировке делаем переключение с баскетбола на другие виды спорта, чтобы снять нервное перенапряжение. Ребята играют в футбол, теннис, ручной мяч, плавают, бегают, ходят на лыжах. И через неделю снова с удовольствием выполняют трудные баскетбольные упражнения.