Нет нужды доказывать, насколько важно для баскетболиста умение собраться в решающий момент матча, напрячь все силы, собрать волю в кулак. В воспитании этого бесценного качества хороший результат дает такой прием. За несколько минут до конца учебной игры тренер объявляет, что счет очков равный.
Слабая команда, которая, проигрывая, уже почти отказалась от борьбы, получает возможность упорно бороться за победу с сильными соперниками. Игроки предельно напрягаются, стремясь взять реванш за проигранные очки в начале и середине матча.
А если тренер хочет стимулировать активность более сильной команды, то объявляет счет очков не в ее пользу. Чтобы вырвать победу, более сильные игроки вынуждены действовать быстро и решительно. А тем, кто послабее, даем задание играть помедленнее, дольше держать мяч, стараясь сохранить преимущество в очках.
Применяем и такой педагогический прием. Выводим из команды сильного игрока и на его место ставим слабого, стимулируя его активность.
Для воспитания у игроков инициативы и тактической сообразительности мы привлекаем ребят к разработке тактических планов игры. В результате ребята чувствуют большую ответственность за правильные тактические действия команды на площадке.
Неплохим средством развить сообразительность и инициативность игрока является и следующий прием. Перед матчем или в процессе учебной игры мы даем задание, например, центровому игроку и нападающему поменяться местами. Или центровой начинает выполнять функции разыгрывающего игрока.
Такой прием мы практикуем систематически. Мало того, что игроки преодолевают в матче дополнительные трудности и закаляют волю. Они еще расширяют свой тактический кругозор, а мы, тренеры, получаем возможность беспрепятственно маневрировать резервами команды в соревновательных играх.
В системе нашей подготовки высококвалифицированных резервов для команд мастеров прочное место занял обязательный анализ волевых качеств баскетболиста. Тренеры регулярно проводят со спортсменами беседы о значении каждого из волевых качеств для успешной игры команды.
При разборе проведенной игры мы всегда останавливаем внимание баскетболистов на том, как на площадке проявились их положительные или отрицательные психологические качества.