Психологическая подготовка молодых баскетболистов особенно четко прорисовывается на кануне соревнований. Официальный баскетбольный матч — это проверка результата достижений тренера в психологической подготовке своей команды. Также соревнования — это прекрасное средство воспитания спортивной воли баскетболистов.
На важных играх баскетболисты изматывают себя предельными напряжениями и полностью демонстрируют публике свои волевые достоинства и недостатки. В ответственном матче очень быстро формируются важные психологические качества игроков. Если учитывать этот принцип соревновательных игр, то можно сказать, что мы воспитываем сильных духом баскетболистов в календарных, контрольных и учебных играх.
Учебные и контрольные игры устраиваем то в хороших, то в плохих условиях (маленький зал, плохое освещение и т. п.), в разное время дня или вечера. Ребята вынуждены постоянно приспосабливаться, напрягая волю, к новым условиям.
Часто мы создаем и усложненные условия для играющих. Например, запрещаем вести мяч на своей половине площадки или держать игроку мяч более 3 секунд и так далее. Договариваемся о товарищеских играх с наиболее сильными соперниками. Здесь, правда, есть опасность нервного перенапряжения. Чтобы избежать его, мы через две-три игры с сильным противником проводим матч со средним по силам и слабым противником.
Отдельные матчи или часть времени игры наши баскетболисты проводят в очень высоком темпе. Они получают задание стремительно перемещаться без мяча и быстро передавать мяч. В общем, стараемся создать ребятам условия для предельного физического и психического напряжения.
На тренировках устраиваем всевозможные игры на быстроту и сообразительность; ставим задачу сочетать разные варианты защиты и нападения в одной игре; устраиваем соревнования на лучшее выполнение технического или тактического приема в контрольной или учебной игре; проводим игры с гандикапом, с неравными составами команд и т. п.