Поведение тренераЭтот вопрос стоит выделить в самостоятельный раздел. Он исключительно важен при воспитании психологических качеств игроков. Многие неопытные тренеры не удерживаются от резких выражений и упреков игрокам, упустившим в матче победу, или баскетболистам, которые в ходе игры делают ошибки.

Практика детского баскетбола показывает, что будущий успех команды обычно зависит от того, каким образом ведет себя тренер после неудачного выступления в матче.

Поражение в матче — серьезная моральная травма, большое душевное потрясение для ребенка, юноши или девушки. Как часто в конце неудачного матча мы видим слезы на лицах детей! И тренер должен сделать все возможное, чтобы скрыть свое разочарование.

Не оправдывать поражение несправедливыми упреками судьям или какими-либо другими причинами. Не вести себя так, как, по мнению тренера, не должен вести себя его воспитанник.

Напряженная играНе делать критических, упрекающих замечаний и не искать виновников поражения сразу же после матча. Оставить критический разбор игры до следующей тренировки. Подождать, когда улягутся волнения и спортивные страсти, накаленные напряженной игрой.

Продемонстрировать своим поведением, что разочарование поражением естественно. Но в то же время показать спортсменам, что излишнее самобичевание и переживание ни к чему. Ибо охаивание своей игры только усугубит неудачу, отложит излишне глубокий психологический след в мозгу юного баскетболиста, что создаст предпосылки к следующим неудачным играм.

Распознать в своих учениках подавленное настроение, поднять его, ликвидировать почву для тяжелых переживаний, создать у ребят бодрое настроение, поднять их боевой дух. Извлечь положительный опыт из поражения и все внимание баскетболистов обратить на предстоящие выступления в соревнованиях.

Таким образом, все поведение тренера, его отношение к детям и его организующая воля после поражения, в конце концов, оказывают более важное влияние на ребят, на их будущие выступления в соревнованиях, чем те же средства и приемы психологического воспитания, используемые тренером в любое другое время.

Выступления в соревнованияхМы, тренеры «Юного динамовца», помним, что поражения зачастую делают ребят растерянными, несобранными, а потому последствия неудач в матче нужно ликвидировать как можно скорее.

Лечить боль поражения в детском сердце нужно быстро и умно, и тогда даже проигрыш становится для ребят хорошим стимулом в их отношении к тренировкам и подготовке к следующим соревнованиям. Но если последствия поражений не ликвидировать, то они станут большой помехой в росте молодых баскетболистов и значительно ослабят их волю к победе.

Тренер, который не оставляет своих ребят после неудачи, а старается помочь им перенести горечь поражения и разочарование, вызывает в детском сердце любовь и уважение, завоевывает высокий авторитет в глазах своих воспитанников.

В горькое время переживания неудачи мы, тренеры, узнаем о своих подопечных очень много полезного и важного, и эти знания помогают нам в дальнейшей учебно-тренировочной работе с ними.

Итак, еще одно, самое, пожалуй, важное правило психологической воспитательной работы тренера — не оставлять в беде своих воспитанников — по крайней мере, до тех дней, пока у них не появится бодрое настроение.

Один комментарий к “Поведение тренера при поражении команды”

  1. Вы все правильно сказали, тренер не должен подавать виду, что сильно расстроился результатом игры, но и нельзя успокаивать команду при поражении.