Расчлененный метод обучения в баскетболе часто предусматривает разделение движений на составные элементы, которые позже будут объединены в одно целое.
Этот нелегкий путь в баскетболе более продолжительный, но иногда единственно верный, если разучиваемое действие очень сложное и занимающиеся баскетболисты допускают грубые ошибки, искажающие его структуру.
Например, баскетболист допускает ошибки при выполнении верхней подачи из-за неправильного держания мяча. В этом случае применяется расчлененный метод обучения в баскетболе. Сначала осваивается правильное держание мяча, а затем ударное движение.
При изучении игровых действий, состоящих из нескольких приемов игры, также применяется расчлененный метод разучивания. Прежде всего, изучается главная часть движения. Сложные, многоходовые тактические комбинации тоже изучаются при помощи расчлененного метода.
Игровой метод обучения в баскетболе следует применять после того, как уже будут освоены игровые приемы. Рекомендуется использовать подвижные и спортивные игры для ознакомления, более глубокого изучения и совершенствования отдельных баскетбольных приемов и игровых действий.
Например, используются мини-баскетбол, мини-футбол и другие игры, дополненные заданиями, учитывающими и особенности спортивной игры баскетбол. Этот метод мы рекомендуем использовать в сочетании с методом упражнений.
Основу соревновательного метода обучения в баскетболе составляет умело организованный процесс состязания (кратковременные прикидки на качество выполнения отдельных движений, контрольные, классификационные, отборочные).
Соревновательный метод обучения в баскетболе позволяет предъявлять самые высокие требования к физическим качествам и тем самым способствует их наивысшему развитию.
Большое значение этот метод имеет при воспитании волевых и моральных качеств — инициативы, решительности, настойчивости, самообладания, смелости, коллективизма и т. п.
По признакам прерывистости либо непрерывности нагрузки в процессе упражнения выделяют методы интервального упражнения (нагрузка прерывается и чередуется с необходимыми интервалами отдыха) и баскетбольные методы непрерывного упражнения (нагрузка в рамках каждого отдельного случая не прерывается интервалами отдыха).
Непрерывный метод обучения в баскетболе применяется для развития общей и специальной выносливости. При использовании этого метода интенсивность и продолжительность выполнения упражнений различны.
Типичным для интервального метода является применение серии баскетбольных упражнений одинаковой по временной продолжительности с постоянной напряженностью и строго регулирующими паузами отдыха, а также выполнение их в обратном сочетании.
Выполнение упражнений может носить непрерывный или серийный характер. В спортивной тренировке по баскетболу широко используют различные комбинации этих методов, а также их варианты, позволяющие создавать наиболее выгодные условия для повышения эффективности баскетбольной тренировки.