Какие физические качества мы стремимся развивать у детей? В группах какого возраста делаем упор на те или иные задачи общей и специальной физической подготовки? Прежде чем ответить на эти вопросы, скажу, что упражнения физической подготовки мы делим на две группы.
К первой группе относим основные упражнения, которые непосредственно направлены на повышение тренированности учеников в баскетболе. Вторую группу составляют дополнительные упражнения, косвенно способствующие повышению тренированности.
Основные и дополнительные упражнения мы используем в занятиях для
того, чтобы подготовить почву к перенесению учениками высоких нагрузок как в процессе специальной тренировки, так и в ходе баскетбольной игры.
После того, как добьемся достаточного укрепления организма учеников, мы начинаем применять те же самые основные и дополнительные упражнения с постепенно возрастающей интенсивностью. При этом мы уменьшаем объем предлагаемой ученикам работы.
Основные упражнения для развития физических качеств учеников мы подбираем в соответствии с возрастом баскетболистов. Вот как мы планируем, так сказать, основные направления в занятиях общей и специальной физической подготовкой юных игроков:
1) развитие быстроты движений и подвижности — до 12 лет;
2) развитие скорости — до 14 лет;
3) развитие скоростной выносливости — в 14−16 лет;
4) развитие прыгучести — в 15−16 лет.
Дополнительные упражнения в процессе общей и специальной физической подготовки баскетболистов мы подбираем так, чтобы они преимущественно развивали:
1) силу — в 15−16 лет;
2) общую выносливость — в 16−17 лет;
3) гибкость и ловкость — в 14−15 лет.
В нашей спортивной литературе довольно много хороших советов о том, как следует практически применять в учебной работе упражнения для развития тех или иных физических качеств спортсмена. Поэтому мы не станем раскрывать упражнения, описывать те средства, которыми развиваются физические качества.
Каждый баскетбольный тренер, несомненно, знает эти упражнения и может творчески применять их на практике, а в случае необходимости имеет возможность заглянуть в учебные пособия.