Как построить учебный урок по баскетболу?Как построить учебный урок? Раньше мы начинали его с общеразвивающих упражнений, затем предлагали ученикам несколько специальных физических упражнений, развивавших отдельные качества, и потом переходили к технической и тактической подготовке.

Теперь мы отводим целиком отдельные уроки на общую и специальную физическую подготовку и проводим ее круглогодично, то повышая, то понижая нагрузки. Иначе уже нельзя. Иначе отстанешь, а отставших, как известно, бьют.

Дети хорошо приспосабливаются к переменным кратковременным нагрузкам. Эту особенность детского организма мы учитываем при планировании урока. На занятиях часто меняем упражнения так, чтобы попеременно нагружать то одни, то другие группы мышц. Различные по характеру мышечных напряжений упражнения мы чередуем с паузами, которые заполняем упражнениями на расслабление мышц. Это очень важное методическое правило, от которого мы никогда не отступаем в занятиях с детьми.

Игровой метод тренировки незаменим в занятиях с юными баскетболистами. Сухие, академические уроки никогда не дадут в детской группе того эффекта, который приносят живо, эмоционально построенные занятия. Если вы оформите упражнение в виде игры, то дети скорее освоят нужное движение и при этом устанут значительно меньше, чем при скучном, однообразном повторении того же упражнения.

Приведу пример. Предположим, сегодня на нашем уроке запланировано развитие прыгучести. Хорошее подготовительное упражнение для развития высокого прыжка — так называемые длинно-высокие прыжки, то есть длинные скачки с одной ноги на другую, вырабатывающие сильный толчок. Выполнить это упражнение намечаем 8−10 раз на дистанции 30−40 м.

Начинаем упражнение на баскетбольной площадке или на травяном газоне. После трех-четырех повторений ребятам надоедает упражнение, они выполняют его уже с неохотой, формально, отталкиваясь от грунта не в полную силу. Эффективность упражнения снижается. Тогда это же упражнение мы включаем в эстафетный бег. Играя, соревнуясь группа с группой, баскетболисты делают прыжки с интересом, стремятся опередить соперников, отталкиваются в полную силу, и тренеры добиваются того эффекта, на который рассчитывали.

У нас такая методика общепринята. Каждое упражнение по физической подготовке, да и по специальной подготовке тоже мы сначала проводим, так сказать, в академическом плане. Ученики выполняют упражнение в чистом виде минимальное число раз. А затем то же самое упражнение мы оформляем в виде игры, эстафеты, соревнований, с зачетом по времени, расстоянию, по количеству повторений и т. п. В занятиях с детьми такой метод приносит наибольший успех.

Нагрузку в упражнениях по физической подготовке мы дозируем так, чтобы она постепенно повышалась, но начинаем повышать нагрузки не прежде, чем ученики достигнут высокого уровня тренированности. Усложняем упражнения мы также постепенно.

Таковы наши основные принципы занятий с юными баскетболистами по общей и специальной физической подготовке. А теперь перейдем к планированию уроков в годовом учебно-тренировочном процессе.