Младшая баскетбольная группаХарактерной особенностью самых маленьких баскетболистов — их повышенная подвижность, которая является физиологической потребностью растущего организма. Стало быть, тренеру нужно поощрять детей за их подвижность и в то же время регулировать ее в уроке, направлять естественную потребность ребят в нужное русло.

Занимаясь с детьми 10−12 лет физической подготовкой, мы включаем в урок разнообразные подвижные игры, эстафеты, элементы гимнастики, акробатики, легкое атлетики и других видов спорта. И, конечно же, элементы баскетбольной игры. Основная наша цель в занятиях с самыми юными баскетболистами — развить у них быстроту движений, повысить скорость бега, рывка.

Известно, что костный аппарат детей очень гибок и легко поддается неблагоприятным влияниям, искривляется. Поэтому мы даем ребятам много упражнений на выработку правильной осанки. Корригирующие упражнения в уроке занимают значительное место среди специальных баскетбольных упражнений.

На занятиях с баскетболистами 10−12 лет тренеру приходится особенно внимательно подбирать физические упражнения, которые бы не нанесли вред детскому организму. Тренерский опыт позволяет правильно определить и дозировку упражнений. От всевозможных силовых упражнений следует отказаться. Баскетболистам 10−12 лет противопоказаны также очень резкие движения, например метательные.

Большое внимание мы уделяем общеразвивающим упражнениям, в частности гимнастическим. Стремимся укрепить верхние конечности занимающихся. В играх и эстафетах дети овладевают некоторыми навыками, необходимыми баскетболисту, например правильным передвижением по площадке, прыжками, рывками, остановками и т. д.

Ребята младшего возраста лучше всего запоминают конкретные слова, зрительные образы. Поэтому обучение различным движениям, приемам техники и т. д. мы строим, прежде всего, на показе. Обращаемся к наглядности в обучении, а не к памяти учеников. Хотя память у детей 10−12 лет бурно развивается, но остается еще механической. Дети способны запоминать, заучивать, но с большим трудом осмысливают логические связи между вещами.

Внимание у детей этого возраста очень неустойчиво. Они не умеют ни сосредоточивать, ни распределять свое внимание, легко отвлекаются от предмета, на котором следует сконцентрировать внимание. Мы учитываем и эту особенность детей. Искусственно возбуждаем их интерес, привлекаем внимание новизной упражнений. Каждое задание юные баскетболисты выполняют по 7−10 минут, а потом мы предлагаем им новое упражнение, резко отличающееся по характеру от предыдущего. Быстрое переключение от одного приема к другому не утомляет детей, поддерживает у них стойкий интерес к обучению.