На втором этапе отбора в секцию баскетбола мы принимаем 30—40 кандидатов. Правда, некоторые из них иногда остаются за бортом баскетбола после первичного медицинского осмотра, которому подвергаются новобранцы.
Ребятам мы говорим так: «Вы пока лишь кандидата в «Юный динамовец». На зиму останутся заниматься баскетболом только 25 человек. Кто не попадет в число избранных, сможет приходить на занятия весной, когда вступят в строй летние площадки. Хорошо себя проявите — закрепитесь в секции».
Ребята не обижаются, понимают, что в одном зале тренироваться сорока баскетболистам тесновато. Расставаясь с кандидатами на зиму, мы даем им советы, чем заниматься. У кого слабые мышцы ног — рекомендуем включить в утреннюю гимнастику упражнения со скакалкой, побольше кататься зимой на лыжах, особенно на горках. Если слабоваты руки, советуем во время зарядки отжиматься от пола, сжимать кистью теннисный мяч. В общем, эти ребята не чувствуют себя «отверженными». И многие из таких временно отстраненных от занятий в зале проявляли завидное упорство и к весне даже обгоняли своих товарищей в развитии физических качеств. Таких мы, конечно же, включали в состав учебных групп. Это спортсмены самые надежные — упорные, влюбленные в баскетбол, настойчивые, трудолюбивые. Именно с такими парнями я всегда мечтал заниматься.
Как мы отбираем 25 из 40? Делаем это в процессе тренировок по учебному плану. Половину времени отводим на физическую подготовку и половину на изучение техники баскетбола. Продолжаем наблюдать за занимающимися: как они относятся к занятиям, каких добиваются успехов, хорошо ли учатся в школе. Проверяем дневники, разговариваем с родителями ребят. Выясняем, как они ведут себя дома, каковы их привычки, увлечения. Все это время мы не отказываем в приеме в секцию высокорослым ребятам.
Наконец, поздней осенью оставляем в группе 25 человек. Оформляем их в члены «Юного динамовца». Подвергаем углубленному медицинскому осмотру. И переходим к занятиям в зимнем зале.
Костяк команды подобран. И с первых же зимних занятий мы начинаем распределять роли игроков. Задумываемся, кто на каком месте будет играть: защитником, нападающим или центровым. Во время учебных упражнений ставим игроков так, чтобы защитник играл с защитником — пусть формируется звено будущей команды. Или центровой взаимодействовал бы с нападающим и т. д.